Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья" № 149

Школа здоровья - Программа «Учимся быть успешными...»


 

Основание для разработки программы

Программа была разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», государственной программой города Москвы на среднесрочный период 2012— 2016 гг. «Развитие образования города Москвы» «Столичное образование», Уставом школы, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».

Дата утверждения программы

Программа была утверждена на заседании методического совета от 28.09.2011 г. рассчитана на 3 года (2011-2014 гг.). Разрабатывая программу, педагогический коллектив исходил из следующего:

a) оценка потребностей общества в данный период;

б) реальных возможностей и условий, существующих в нашем образовательном учреждении;

в) анализ и результативность воспитательной программы предыдущих лет (2007- 2011 гг.)

В качестве основополагающих принципов воспитания, определяющих цели, стратегию содержания, пути и способы развития системы образования в школе, и, следовательно, системы воспитания, можно выделить следующие:

• личностной ориентации;

• системности;

• диалогичности и толерантности;

• творческой самодеятельности воспитанников, самоорганизации и развития интересов;

• адаптивности;

• воспитания на успехе;

• природосообразности.

Цель дальнейшего развития воспитательной системы школы - развитие личности ребенка через свободный выбор какого-либо вида деятельности, исходя из его индивидуальности, социализации.

Главным условием при составлении модернизированной воспитательной системы считаем, что все дети от природы наделены различными способностями. Поэтому составленная программа должна быть гибкой, рассчитанной на индивидуальность ребенка. Педагоги должны предоставить обучающемуся множество различных видов деятельности, среди которых он найдет себе близкий род занятий. Всестороннее и творческое развитие личности зависит от материальных и духовных условий жизни общества в целом.

Работа воспитательной системы школы – непрерывный процесс совместного творческого поиска всех педагогов, благодаря которому школа приобретает свое лицо. Воспитательная система разработана в соответствии:

• с законом РФ «Об образовании»;
• федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
•  государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»

Данная программа развития воспитательной системы учреждения рассчитана на 3 года.

Цель программы

Обеспечение устойчивого развития воспитательного процесса в школе, создание благоприятного социального пространства для воспитания и обучения учащихся, содействие развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека - гражданина, родителя - семьянина, специалиста - профессионала.

Задачи программы

1. Обеспечение на основе новых научных исследований в области образования разработки и внедрения в практику деятельности школы новейших образовательных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям воспитания, использование отечественных традиций и современного опыта в области воспитания.

2. Создание благоприятной среды развития и воспитания учащихся, освоение классными руководителями современных технологий воспитания.

3. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

4. Создание комфортной образовательной среды для общего интеллектуального, нравственного развития личности, формирование навыков здорового образа жизни.

5. Создание необходимых условий для повышения качества образования учащихся, повышения интереса к учению с учетом потребностей и возможностей развития личности и конкретных возможностей школы.

6. Укрепление взаимодействия семьи и школы, оказание помощи семье в решении проблем в воспитании детей, дальнейшее совершенствование системы психолого - педагогического просвещения родителей.

7. Развитие гуманистических принципов содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания.

8. Совершенствование системы социальной и психолого - педагогической помощи поддержки учащихся, детей группы "риска", психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса.

9. Повышение эффективности педагогической и управленческой деятельности. Развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом; повышение профессионального уровня управления процессом воспитания.

10. Создание условий для развития успешности и личностного роста каждого обучающегося.

Педагогический коллектив использует следующие методы воспитания:

• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, примеры);

• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);

• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

• методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

К доминирующим (приоритетным) направлениям деятельности относятся:

• гражданско-патриотическое, нравственное воспитание, краеведение (через систему получения знаний на уроках гуманитарного цикла, обществознания, ОБЖ, классные часы «Символы Родины»; через систему взаимодействия с музеем истории школы и музеем «Народного быта»), способствующее осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека;

• художественно-эстетическое развитие (через систему работы объединений дополнительного образования: «Мир искусства», «Театральный английский», «Студия бального танца «Махаон», «Вокал», систему фестивалей, конкурсов и т.д.), способствующее развитию чувства прекрасного, любви и интереса к культуре отечества, мировой культуре, развитию умения найти свое место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге;
• сохранение и расширение сложившегося воспитательного пространства, способствующего полному удовлетворению интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании, обеспечению интересного досуга и возможности самоопределения и самореализации;

• приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребенка; развитие системы получения родителями профессиональной помощи в деле воспитания детей;

• физкультурно-оздоровительное направление (через программу «Здоровье»)

• кадровое обеспечение воспитательного процесса – создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания (через работу школьного методического объединения классных руководителей, педагогические советы, школы педагогического мастерства и т.д.);

• методическое обеспечение воспитательного процесса. Создание системы аналитико-диагностического программирования воспитательного процесса; внедрение в практическую деятельность передовой педагогической науки; способствование инновационной деятельности;

• развитие системы самоуправления;

• сохранение и развитие традиций, способствующих воспитанию у школьников чувства гордости за свою школу, повышению ответственности за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности, обеспечивающих высокую мотивационную готовность участия в деятельности школы учащихся, родителей, педагогов;

• психолого-педагогическая поддержка процесса развития личности ребенка, координация и анализ педагогической деятельности по содействию учащимся в самореализации и самовыражении, развитии и проявлении индивидуальных особенностей.

Воспитательная работа в нашей школе строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности.

Ожидаемые результаты реализации программы

– обеспечение равных возможностей получения качественного образования для различных категорий детей;

– успешная социализация обучающихся;

– оказание педагогической, психологической помощи ребенку в зависимости от сложностей, которые он будет испытывать;

– достижение качественно нового уровня в дифференциации и индивидуализации образовательного и воспитательного процессов;

– расширение внеклассной деятельности обучающихся;

– отработка подходов в реализации здоровьесберегающих технологий;

– развитие системы дополнительного образования;

– повышение уровня адаптивности учащихся, снижение уровня дезадаптации на всех возрастных этапах;

– повышение уровня воспитанности учащихся и качественное изменение в ценностных ориентирах всех участников педагогического процесса;

– повышение уровня образования (основного и дополнительного);

– формирование качеств обучающихся, направленных на успешность в различных сферах деятельности.

Приоритетные направления воспитательной работы

Модуль «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ».

Цель:

Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи:

1. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

2. Активно сотрудничать с медперсоналом школы, родителями, психологической службой, внешкольными организациями для проведения коррекционной и просветительской работы, используя различные традиционные формы и методы.

Традиционные формы работы:

- дни здоровья, спортивные конкурсы, соревнования «А ну-ка, парни», «Мама, папа, я – спортивная семья»

- походы выходного дня;

- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике;

- беседы, классные часы о здоровом образе жизни;

- встречи с медицинскими работниками,

Модуль «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель:

Оказание помощи обучающимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи:

1. Создавать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

2. Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

Формы работы:

- интеллектуальные марафоны, ринги;

- научно-исследовательские конференции;

- предметные недели;

- элективные курсы и факультативы.

- классные часы

Модуль «ГРАЖДАНСКО-НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ».

Цель:

Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, формирование соответствующих знаний о правовых нормах как основ поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем;

2. Формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, способности к нравственному саморазвитию;

3. Обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.

Формы работы:

- занятия по нравственной и правовой тематике;

- экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города;

- встречи с представителями правоохранительных структур;

- театральные и кинопросмотры с последующим обсуждением и творческими работами;

- экскурсии в музей истории школы «За мир и счастье на Земле» и музей народного быта;

- классные часы по темам воспитательных работ классных руководителей.

Модуль «ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Цель:

Создание условий для проявления учащимися творческих способностей, инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для равного проявления учащимися своих индивидуальностей во внеурочной деятельности;

2. Активное вовлечение в работу объединений дополнительного образования, клубов, секций и т.д.;

3. Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности;

4. Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.

Формы работы:

- празднование памятных дат календаря, значимых в истории страны событий;

- театрализованные праздники и представления;

- посещение театров, музейных экспозиций, выставок;

- литературные вечера, брейн-ринги;

- школьные фестивали, конкурсы талантов.

Модуль «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ».

Цель:

Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;

4. Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик», «ученик - родитель».

Формы работы:

- праздники семьи, спортивные соревнования с участием родителей;

- тематические классные часы, посвященные семейным традициям;

- праздники «День матери», «День семьи»;

- праздники, посвященные красным датам календаря и знаменательным датам школы;

- индивидуальные и групповые консультации, тренинги родительского взаимодействия;

- походы выходного дня, экскурсии;

- дни творчества, дни открытых дверей.

Принципы построения программы

1) Принцип гуманности предполагает:

- создание условий для личностно-ориентированной педагогики с учетом психологических и возрастных особенностей каждого ребенка;

- воспитание гражданской позиции;

- создание атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения к чести и достоинству личности ребенка и педагога.

2) Демократизация:

Процесс воспитания должен быть многосторонним процессом, где ученик – это соучастник совместной деятельности; переход от авторитарных форм взаимоотношений в коллективах образовательных учреждений к авторитетно - демократическим, основанным на взаимном уважении прав и свобод учителей и учеников.

3) Гуманитаризация образования

Общество ставит перед школой задачу подготовки личности, которая может и хочет участвовать в жизни общества. Сегодня невозможно обойтись без знания иностранных языков, без толерантного положительного отношения к другим народам и людям, без желания познакомиться с историей, литературой, культурой других цивилизаций, без стремления передать иностранцам гордость за свою Родину, культуру и язык, т.е. необходим переход от знаний технократическим к знаниям, дающим целостную картину мира. Добиться этого можно через интеграцию учебных предметов и изменение структуры и содержания образования.

4) Дифференциация и индивидуализация:

- учет индивидуальных особенностей;

- создание прочной основы для перехода от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества;

- создание индивидуальной образовательной программы.

5) Развивающий принцип:

Образование должно иметь деятельный характер, т.е. каждый учащийся должен учиться сам и самостоятельно усваивать знания, ибо только то учебное содержание глубоко усвоено детьми, которое является предметом активной деятельности ученика;

6) Непрерывность образования:

Связь всех ступеней образования (начальная школа – старшая школа – вуз);

7) Инновационность:

– работа школьного коллектива в поисковом режиме деятельности;

– процесс разработки и апробирования инноваций или адаптации к условиям сложившихся инноваций;

8) Системность образования:

– четкое построение и связь всех ступеней обучения;

– образовательная программа – это искусственная система, которая должна иметь цели, структуру, взаимосвязь между элементами, интегративность; включает программу воспитания;

9) Управляемость образования:

предполагает постоянный мониторинг в ходе выполнения программы.

Выше перечисленные принципы, лежащие в основе построения Программы воспитания, сориентированы на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира; на свободное сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей; на целенаправленное взаимодействие содержание образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого ученика. Поиск подходов к их практической реализации в школьной практике составляет ведущую цель программы воспитания в школе. Эта работа отражена в годовых планах, в планах классных руководителей направленные на развитие творческой физически обозначены мероприятия, активности, духовно-нравственных и здоровой личности, нацеленной на успешность в различных сферах жизнедеятельности. Цели воспитательной деятельности классный руководитель ставит исходя из характеристики классов, специфики межличностных отношений.

Модель выпускника

Вся воспитательная система школы создает условия для самоопределения, саморазвития, самореализации личности.

В процессе творческой деятельности происходит формирование активной гражданской позиции.

Модель будущего выпускника школы – здоровая конкурентоспособная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная строить достойную человека жизнь:

- нравственная личность, обладающая развитым чувством ответственности за судьбу страны;

- личность, способная самостоятельно принимать ответственные конструктивные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия;

- личность, отличающаяся мобильностью, динамизмом, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ;

- личность, способная к саморазвитию и самоизменению;

- личность, обладающая разносторонним интеллектом, владеющая средствами и способами исследовательского труда, высоким уровнем культуры, идентифицирующая себя в национальной культуре, но способная ценить культуру других народов;

- личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

- личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации.

Управление процессом воспитания строится следующим образом:

1. Взаимодействие с Методическим центром и Северным окружным управлением образования

2. Административная работа:

• знакомство с опытом воспитательной работы школ города, России, мира;

• обмен опытом;

• школьное методическое объединение классных руководителей;

• повышение квалификации классных руководителей – обучение, семинары.

3. Сбор информации:

• педагогическое наблюдение;

• анкетирование, диагностика, мониторинг;

• анализ собранной информации.

4. Планирование:

• разработка планов и программ, направленных на развитие учащихся, повышение их уровня воспитанности;

• подбор форм и методов в соответствии с собранной и отработанной информацией.

5. Контроль и коррекция: анализ и оценка планов и программ воспитательной (педагогические советы, МО классных руководителей, совещание при директоре, завуче).

Цель и задачи деятельности педколлектива определены в Уставе школы, в образовательной программе и программе развития. Целью управленческой системы школы является совершенствование процесса принятия решений на всех уровнях управления.

Методическая работа в рамках воспитательной работы школы строится в нескольких направлениях:

• методическая работа классных руководителей;

• методическая работа педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов;

• методическая работа социально-психолого-педагогической службы.

Воспитательная деятельность включает следующее:

• дополнительное образование;

• совершенствование работы классных руководителей;

• экскурсионная работа;

• развитие ученического самоуправления;

• общешкольные праздники, конкурсы, вечера;

• создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся;

• работу с родителями;

• работу социально-психолого-педагогической службы.

За годы работы и развития воспитательной системы были созданы традиции и праздники школы № 149

1. День знаний

2. Традиционный праздник для первоклассников "Посвящение в ученики".

3. Конкурс осеннего букета (I - II классы)

4. Праздничный концерт ко Дню учителя.

5. Всемирный день отказа от курения

• Классные часы о вреде курения. (5 - 11 классы)

• Конкурс плакатов и газет о вреде курения. (5 - 11 классы)

6. Праздник букваря (для первых классов).

7. Новогодние ёлки (для 1-3 классов и 5 - 6 классов).

8. Новогодний "Бал - маскарад" (5-8 классы)

9. Новогодняя сказка (1-4 классы)

10. День защитника Отечества:

• Классные часы «Урок мужества» , встречи с ветеранами;

• литературно - музыкальная композиция;

• встречи с представителями современной армии.

11. Праздник "Для мам и бабушек" (1 – 4 классы)

12. Концерт для учителей к Дню 8 Марта.

13. Месячник "Победный май" , посвящённый Дню победы в ВОВ.

• Концерт для ветеранов в честь Дня Победы.

• Акция «Открытка ветерану»

14. Парад чемпионов

15. Последний звонок

16. Выпускной бал


 

г. Москва, САО, ул. Врубеля д.6
тел. 8-499-158-03-31, 158-58-06.
e-mail: shcola149@yandex.ru